Проект на тему: «Особенности Британской национальной кухни»

Выполнил: Дмитрий Астахов

Руководитель: Стригунова И

 

 

 

 

 

 

 

 

Старый Оскол

Введение

Добрый день. Всем давно известно что в каждой стране есть своя кухня, в этом проекте речь пойдет про Британскую.
Английская кухня славится на весь мир своим качеством и достаточно консервативным ассортиментом. Несмотря на то, что за ней закрепилась слава не очень утонченной и слишком простой кухни, Британия все-таки может похвастаться своим разнообразием блюд и продуктов.

Во время работы с проектом я изучил традиционную еду англичан, то есть то, что они едят обычно, и рассмотрела праздничный стол, который готовится на Рождество, и составили «Книгу рецептов» на английском языке, в которую вошли блюда из английской кухни.

Глава 1. История возникновения английской кухни

1.1.Особеннсоти английской кухни

Главные факторы, которые формировали традиционную английскую кухню – это островное положение страны и кулинарные предпочтения завоевателей, начиная от римских легионеров и немецких племен, а заканчивая рыцарями Вильгельма Нормандского.

В средние века основным продуктом был хлеб. Рыба тоже была важным продуктом питания. По указу Римской католической церкви,  объединявшей население Англии, по пятницам и до позднего вечера по средам, субботам запрещалось мясо.

Большое распространение получило овцеводство. Козы были как источником молока и мяса. Говядина, баранина была популярна.

Основу английских блюд составляют мясо, рыба, овощи и крупы. Очень мало англичане используют специй и приправ.

Богат ассортимент холодных закусок. Наибольшей популярностью пользуются бутерброды треугольной формы. Классическими являются бутерброды – треугольники из белого хлеба с огурцом.

Англичане употребляют очень много мяса: говядину, баранину, телятину, не жирную свинину. Чаще всего мясо запекают с кровью и нарезают стейки. К мясу обычно подают разные соусы и маринады, а на гарнир - овощи или картофель.

Так же важное место в кухне занимает мясо рыбы – трески, сельди. Из морепродуктов предпочитают – кальмаров и омаров.

1.2.Традиционные блюда английской кухни

Английская кухня славится на весь мир своим качеством и достаточно консервативным ассортиментом.

Традиционные английские блюда содержат много сыра и хлеба, мяса, птицу, пресноводную и морскую рыбу.

Из овощей англичане предпочитают огромнейшее количество плодов, основными из которых являются сельдерей, лук, огурцы, кабачки, горох, репа, морковь, помидоры, брокколи и, конечно же, картофель. 

Из мяса англичане предпочитают куриные сорта, фазан, традиционную индейку. Фрукты и ягоды играют одну из важнейших ролей в приготовлении разнообразных десертов. Эти продукты также можно испробовать вместе с пресловутой английской выпечкой. Яйца - главный ингредиент известного английского завтрака. 

Одно из самых традиционных блюд - рыба с картофелем во фритюре, которую обычно готовят с солью и спиртовым уксусом, а подают завернутой в газету. Еще одно традиционное яство - сосиски с картофельным пюре с луком и подливой.

Традиционный огуречный бутерброд состоит из тончайших ломтиков огурца между двумя кусочками белого хлеба тонко намазанного маслом.

Заливной угорь - деликатес лондонского ист-энда - часто подают с пирогом и картофельным пюре. Обычно его больше не едят в Лондоне, хотя существование этого блюда не неслыханная новость.

Симнел - фруктовый пирог, подобный Рождественскому пирогу, покрытый миндальной пастой, который готовят на Пасху в Англии. Сверху по краю выкладывают одиннадцать марципановых шариков, представляющих истинных апостолов Иисуса; Иуду упускают.

                                 1.3. Традиции английского чая

Если мы посмотрим на завтрак, то поймем, что питание в Англии совпадает с завтраком в других странах. Обычно в Великобритании следующий режим питания: сначала завтрак, потом обед, чай и вечером ужин. Англичане очень трепетны к еде и всегда стараются придерживаться этого режима.

Обычное время завтрака составляет от 7 до 9 часов утра. Многие начинают его с классической овсяной каши. В Англии едят овсянку с молоком или сливками, иногда добавляют сахар по вкусу. Родиной овсянки является Шотландия. Шотландцы же никогда не добавляют сахар в кашу. Завтрак продолжается беконом и яйцом, тостом с джемом и завершается чаем или кофе. Для разнообразия также едят сваренные яйца, охлажденную ветчину, иногда рыбу.

Обед и ужин в Великобритании, по количеству и составу ингредиентов более или менее одинаковы. Обедать обычно положено в час дня. Многие работающие люди не всегда могут вовремя добраться домой к завтраку, поэтому они идут в обеденный перерыв в кафе или ресторан. Обед-святое правило, англичане стараются не пропускать главный прием пищи.  Обед-это большой калорийный прием пищи. Он включает в себя мясо или рыбу, картофель, различные салаты или фруктовый пудинг, на усмотрение человека. После обеда, около четырех часов дня, англичане пьют чай с тортом (иногда с пирожным), или одним-двумя кусочками хлеба с намазанным сливочным маслом.

Национальный напиток Англии - чай. Он очень популярен среди населения. Англичане предпочитают крепкий, свежезаваренный английский чай. Он  должен завариваться по следующей технологии: одна чайная ложка кладется из расчета на каждого человека и одна добавляется на чайник. Его пьют с сахаром или без, но почти всегда с жирным молоком или сливками.

Ужин, как правило, начинается около половины седьмого или чуть позже. В некоторых  английских домах ужин является главным приёмом пищи. Он может начинаться супом, затем подается рыба, зажаренная курица, картофель, иногда овощи, фрукты и кофе.

 Глава 2. Рецепты английской кухни

Как мы уже говорили в первой главе, что большое предпочтение отдается Китайской, Японской кухне. Мне хотелось узнать, а в нашей школе учащиеся знают английскую кухню. Для нашего исследования я использовал метод - анкетирования среди  учащихся 7-11 классов. В анкетировании участвовало 20 человек. По результатам исследования  выяснил, что только 15% из опрошенных знакомы с английской кухней, а остальные 85% знакомы немного или не знакомы вообще .

                              2.2.Создание книги рецептов

Изучив кулинарные традиции Великобритании, приготовление некоторых блюд, мне встретилось ещё множество интересных рецептов. Чтобы не растерять эту информацию и донести её до всех желающих, я решил составить сборник рецептов «Традиционные блюда Великобритании» на русском и английском языках. Насколько мне известно, подобной книги нет в наших книжных магазинах. Кроме того, мой сборник рецептов может быть полезен для тех, кому интересно узнавать новые английские слова. Для этого в каждой статье моего сборника название блюда и  список ингредиентов даны на русском и английском языках. 

                                                   Заключение

В ходе работы над проектом я  познакомился с английской кухней, традиционными и праздничными блюдами Англии, так же  познакомил своих одноклассников.

Англичане следуют режиму питания. Основные приёмы пищи: morning teа, breakfast, lunch, традиционный пятичасовой чай (five o’clock tea), dinner.

Основными традиционными блюдами являются: рыба с картофелем во фритюре.

Итогом  работы стала  книга рецептов на русском и английском языках «Традиционные блюда Великобритании», выполненная в виде буклета .

    Работа над проектом продолжается. В ходе работы над проектом я  так же выяснил, что большое предпочтение отдают англичане - мясу. Наши  перспективы на будущее изучить блюда с мясом и приготовить их.

Надеемся, что  познакомившись с  проектом, вам тоже захочется познакомиться с английской кухней поближе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Традиционные блюда Британии

Жареный лосось

Ингредиенты

1 ст.ложка подсолнечного масла

4 филе лосося

1 стакан обезжиренного молока

½ стакана обезжиренного сливочного сыра

½ стакана измельченных огурцов

2 ст.ложки измельченного свежего укропа

 

Приготволение

Подогреть масло в большой неглубокой сковороде на среднем огне. Положить в него куски лосося; жарить по 5 мин. с каждой стороны или пока лосось не станет распадаться. Вынуть из сковороды; накрыть, чтобы не остыл.

Добавить молоко и сливочный сыр в сковороду, где готовили лосось; жарить, помешивая, пока не станет мягким. Добавить огурцы и укроп.

Вернуть лосося на сковороду. Жарить 2 мин. пока не прогреется. Подавать под соусом из сливочного сыра.
Подсказки:
Когда лосось будет готов, он потемнеет и будет легко распадаться.
Перед приготовлением проверьте филе лосося на наличие костей
. Удалите их с помощью пинцета.

 

Ingredients
1 tbsp sunflower oil
4 salmon fillets
1 Cup skim milk
½ Cup fat-free cream cheese
½ Cup chopped cucumbers
2 tbsp. chopped fresh dill

The cooking process 

Heat the oil in a large skillet over medium heat. Put in it the pieces of salmon; broil 5 minutes on each side or until the salmon won't break up. Remove from the pan; cover to cool.

Add milk and cream cheese into the pan where cooked salmon; fry, stirring, until soft. Add cucumbers and dill.

Return the salmon to the pan. Fry for 2 minutes until heated through. Serve with sauce made of cream cheese.
Tips:

When salmon is ready, it will darken and will easily fall apart.
Before cooking, check the salmon fillet on the bone. Remove them with tweezers.

Йоркширский пудинг

Ингредиенты

Яйцо куриное (среднего размера) - 2 шт. 
Мука пшеничная - 125 г 
Молоко - 200 мл 
Масло сливочное - 50 г 
Соль – щепотка

 

Процесс приготовления

Йоркширский пудинг - это маленькое чудо, иначе и не назовешь. Каково было мое удивление, когда из обычного теста получились пышные и румяные пышки с пустотой внутри.

Такие пудинги отлично подойдут для завтрака, стоит только сделать с вечера тесто и поставить его в холодильник.

Йоркширский пудинг готовят как в маленьких формах, так и в больших. Я пробовала пока делать только порционно, нам так удобнее. Пудинги нейтрального вкуса, чем-то похожи на блинчики, можно кушать с разными добавками. Нам нравится с плавленым сыром и творожной массой.

Тесто лучше всего приготовить с вечера или обязательно выдержать его хотя бы три часа. Удобнее сделать тесто в блендере, загрузить все ингредиенты и хорошенько взбить. Если блендера нет, замесить тесто вручную, чтобы не было комочков.

Утром тесто размешать. Формочки обильно смазать растопленным сливочным маслом (это обязательно). Наполнить формочки на 2/3. Поставить в заранее хорошо разогретый духовой шкаф (температура 230 градусов). Выпекать 20 минут, дверцу не открывать (это важно). По прошествии времени духовой шкаф сразу не открывать, достать пудинг спустя несколько минут.
Йоркширский пудинг готов. Приятного аппетита.

 

Ingredients
Eggs (mediumsize) - 2 PCs. 
Wheat flour - 125 g 
Milk - 200 ml 
Butter - 50 g 
Salt - a pinch

 

The cooking process

Yorkshire pudding is a small miracle, otherwise you will not name. What was my surprise, when conventional dough turned out a lush and toasted crumpets with emptiness inside.

These puddings are great for Breakfast, just to make the evening the dough and put it in the fridge.
Yorkshire pudding is cooked in small forms to large. I have tried so far to do only portions, we were so comfortable. Puddings neutral taste, somewhat similar to pancakes, can be eaten with different additives. We like it with melted cheese and curd mass.

The dough is better to cook with in the evening or have to endure it at least three hours. More convenient to make dough in a blender, load up all the ingredients and a good beat. If there is no blender, knead the dough by hand to avoid lumps.

In the morning stir the dough. Molds liberally grease with melted butter (this is mandatory). Fill molds 2/3 full. To put in advance in a well-heated oven (temperature 230 degrees). Bake for 20 minutes, the door not to open (this is important). As time passes, the oven immediately do not open, to get the pudding a few minutes later.
Yorkshirepuddingisready. Bonappetit

 

 

 

 

 

Сэндвичи с огурцом

Ингредиенты

Багет - 1 шт. 
Свежий огурец - 1 шт. 
Сливочное масло - 50 г 
Соль по вкусу

 

Процесс приготовления

Никогда не готовила такие сэндвичи, всё думала, ну что там особенного и вкусного? А попробовав, просто влюбилась в них!

Нежный сливочный вкус масла, душистый и сочный огурец и всё это на хрустящем поджаренном багете... Ну что может быть проще и лучше?! При желании огурец можно посолить, но на мой взгляд, это лишнее. Готовим!

Для приготовления английских сэндвичей с огурцом нам нужен багет (белый хлеб, батон, злаковый хлеб и т.д.), свежий огурец и мягкое сливочное масло. Багет нарезаем на порционные кусочки, сколько надо. Огурец режем на тонкие пластины, красивее это будет сделать овощечисткой или специальной теркой.

Ломтики багета подсушим в духовке. Я ставлю противень на самую верхнюю полку плиты и включаю верхний ТЭН. Буквально через 2-3 минуты поджаривается только верх, а в середине мякиш остается мягким.

При желании подсушить багет можно на сковороде или в микроволновке с функцией гриль, но нужный результат не гарантирую. Теперь каждый ломтик багета мажем маслом и сверху кладем огурец. Красиво обрезаем. Готовые английские сэндвичи с огурцом подаем к столу с горячим чаем или кофе.

 

Ingredients
Baguette - 1 PC. 
Fresh cucumber - 1 PC. 
Butter - 50 g 
Salt to taste

 

The cooking process

Never made these sandwiches, everyone thought, well, what's special and delicious? After tasting it, fell in love with them!

Gentle creamy taste of butter, sweet and juicy, the cucumber and all on a crispy toasted baguette... Well, what could be simpler and better?! If desired, cucumber, salt, but in my opinion, this is unnecessary. Prepare!
For the preparation of English sandwiches with cucumber we need a baguette (white bread, baguette, cereal bread, etc.), fresh cucumber and soft butter. Baguette cut into pieces a La carte as necessary. Cucumber cut into thin plates, the more beautiful it will be to make a special peeler or a greater.

Slices of baguette toast them in the oven. I put the tray on the uppermost shelf plate and top ten. Literally after 2-3 minutes of frying only the top and in the middle of the crumb remains soft.

If you wish to dry the baguette on a pan or in the microwave with the grill function, but the desired result is not guaranteed. Now each slice of baguette smeared with butter and put on top of the cucumber. Beautifully cropped. Ready English cucumber sandwiches served with hot tea or coffee.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Ростбиф из говядины

 

Ингридиенты

Говядина вырезка: 500 гр;

Мука: 3 столовые ложки;

Горчица: 1 столовая ложка;

Мед: 3 столовые ложки;

Масло растительное: 3 столовые ложки;

Базилик сушеный: 1 чайная ложка;

Черный молотый перец: по вкусу;

Соль: по вкусу.

 

Процесс приготовления

Мясо вымыть и обсушить бумажными полотенцами. Затем говядину следует обвалять в муке. На этом этапе не следует его солить, так как мясо может получиться в итоге не сочным. На сковороде разогреть растительное масло и обжарить кусок мяса со всех сторон до золотистой корочки. Примерно 3-4 минуты на каждой стороне на среднем огне.

Тем временем подготовить панировочный соус. Смешать 3 столовые ложки меда с горчицей и сушеным базиликом. Выложить мясо на фольгу. Посолить и поперчить со всех сторон. Затем как следует промазать его приготовленным на предыдущем этапе соусом при помощи кулинарной кисти. Завернуть кусок говядины в фольгу, положить в форму для запекания. Духовку разогреть до 200 градусов и убрать в нее мясо на 1 час. Готовый ростбиф нарезать порционными кусочками и подавать с гарнирами из картофеля, рисом или макаронами.

 

Ingredients
Beef: 500 g; 
Flour: 3 tbsp; 
Mustard: 1 tablespoon; 
Honey: 3 tablespoons; 
Vegetable oil: 3 tablespoons; 
Dried Basil: 1 teaspoon; 
Ground black pepper: to taste; 
Salt: to taste.

 

The cooking process

Wash the meat and dry with paper towels. Then the beef should roll in flour. At this stage it should not be salted, as meat can get in the end is not juicy. In a frying pan heat vegetable oil and fry the meat on all sides until Golden brown. About 3-4 minutes on each side over medium heat. 

Meanwhile, prepare the bread sauce. Mix 3 tablespoons of honey with mustard and dried Basil. Remove the meat and place on foil. Salt and pepper on all sides. Then how should fluff it prepared in the previous step sauce using a cooking brush. Wrap the beef in foil, put in a baking dish. Preheat the oven to 200 degrees and remove the meat in it for 1 hour. Ready roast beef cut into pieces and serve with side dishes of potato, rice or pasta.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Крем суп

Ингридиенты

2 ч. л. рапсового масла

4 ломтика бекона, нарезанного

1 средняя луковица, порезанная

2 стебля сельдерея, нарезанные

2 ч.л. нарезанного свежего тимьяна или 1 чайная ложка сушеного

1 средний красный картофель, нарезанный

450 мл.бульона из-под моллюсков

750 мл обезжиренного молока

1 / 2 ст. густых сливок, 1 / 3 ст. муки, 3 / 4 чайной ложки соли

100 гр. свежих моллюсков (гребешков, мидий, устриц),  зеленого лука, 1 лавровый лист

 

Процесс приготовления

1. Нагрейте масло в большой кастрюле на среднем огне. Добавьте бекон и поджарьте до золотистого цвета в течение 4-6 минут. Половину бекона выложите на бумажное полотенце, чтобы освободить от излишков жира.
2. А в кастрюлю добавьте лук, сельдерей, тимьян и варите помешивая около 2-х минут до мягкости овощей.
3. Добавьте картофель, отвар из моллюсков и лавровый лист. Доведите до кипения, накройте крышкой и варите до готовности овощей, 8-10 минут.
4. В отдельной миске смешайте молоко, сливки, муку и соль. Взбейте венчиком.
5. Полученную смесь добавьте в кастрюлю к овощам. На среднем огне, постоянно помешивая, доведите до кипения. На среднем огне проварите до загустения еще 2 минуты.
6. Добавьте моллюски и варите до их готовности, около 3-х минут.
7. Удалите из супа лавровый лист. Разлейте по порционным чашкам. Посыпьте отложенным беконом и зеленым луком. Подавайтенастолгорячим
, скрекерами

 

Ingredients
2 tsp rapeseed oil
4 slices bacon, chopped
1 medium onion, chopped
2 celery sticks, chopped
2 tsp. chopped fresh thyme or 1 teaspoon dried
1 medium red potato, sliced
450 ml. of broth from the mollusks
750 ml of skim milk
1 / 2 tbsp. heavy cream, 1 / 3 tbsp. flour,3 / 4 teaspoon salt
100 gr. fresh shellfish (scallops, mussels, oysters), green onions,1 Bay leaf

The cooking process 
1. Heat the oil in a large saucepan over medium heat. Add the bacon and fry until Golden brown for 4-6 minutes. Half of the bacon, place on paper towel to release the excess fat.
2. In a saucepan add the onion, celery, thyme and cook stirring for about 2 minutes until the vegetables are soft.
3. Add potatoes, broth of shellfish and Bay leaf. Bring to a boil, cover and cook until the vegetables are ready, about 8-10 minutes.
4. In a separate bowl, combine milk, cream, flour and salt. Whisk whisk.
5. The resulting mixture, add in the pot with the vegetables. Over medium heat, stirring constantly, bring to a boil. On medium heat boil until thick for 2 minutes.
6. Add clams and cook until they are ready, about 3 minutes.
7. Remove from soup Bay leaf. Pour into portion cups. Deferred sprinkle bacon and green onions.
Servehot, withcrackers.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яблочный – кофейный пирог

Ингредиенты

1 стакан муки

1 ч. ложка разрыхлителя

0,5 ч. ложки соли

200 грамм сахара

1 ч. ложка корицы

80 грамм сливочного масла

1 яйцо

0,5 стакана молока

2 ч. ложки молотого кофе

3 яблока

 

Процесс приготовления

Предварительно подогрейте духовку до 375 градусов. Форму для выпечки смажьте маслом. 
В миску просейте муку, разрыхлитель и соль. Добавьте 100 грамм сахара, кофе и корицу, перемешайте.
С помощью миксера взбейте размягченное сливочное масло с оставшимся сахаром и молоком. Добавьте яйцо, и хорошо взбейте получившуюся смесь. Затем постепенно добавьте сюда муку. Выложите половину теста в форму для выпечки, затем сверху выложите очищенные и порезанные на кусочки яблоки. Можно немного присыпать сверху сахаром. Оставшуюся смесь разложите сверху на яблоки, разровняйте. Испеките в духовке на протяжении 15-20 минут, пока пирог не станет золотисто-коричневого цвета

 

Ingredients
1 Cup flour
1 tsp baking powder
0.5 teaspoons of salt
200 grams of sugar
1 tsp cinnamon
80 grams of butter
1 egg
0.5 cups of milk
2 tsp ground coffee
3 Apple

The cooking process
Pre-heat the oven to 375 degrees. Form for baking grease with butter. In a bowl sift flour, baking powder and salt. Add 100 grams of sugar, coffee and cinnamon and stir.With a mixer, whip the softened butter with the remaining sugar and milk. Add egg, and beat well the mixture. Then gradually add flour. Put half of the dough in the baking dish, then top lay peeled and cut into pieces the apples. You can sprinkle a little on top of the sugar. The remaining mixture is spread on top of apples, smooth out. Bake in the oven for 15-20 minutes, until the pie is Golden
brown.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация

 МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов" по всеобучу

 на апрель 2008 года

Адрес___Рудничный,2______________________________________

1. Полная перепись детей от 0 до 18 лет на апрель 2008 года составила  -24 человек. (Сумма 1,2,3,4,5,6,7,8,9 пунктов, кроме 4.а)

 

2.Кол-во детей, достигших к началу 2008-2009 учебного года возраста 6-7 лет и подлежащих приему в 1-й класс   -2     человек.

 

3.Кол-во детей, проживающих в  микрорайонах СШ № 19, но обучающихся в других школах –  3     человек.

 

4.Кол-во детей, которые обучаются в 19 школе и проживают в наших микрорайонах  - 9     человек.

4.а.(Кол-во детей, которые обучаются в 19 школе, но проживают в других  микрорайонах( заполняет кл. рук)-13  человек

5.Кол-во детей от 0 до 6  6 - человек

6. Учатся в Вузах, СУЗах, ПУ  -4

7.Кол-во детей, работающих на предприятиях- 0

 

 

 

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол, Белгородской области

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

 

 

«Роль классного руководителя в организации работы по профилактике ПАВ»

 

 

 

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                           Подготовила:

                                                                                                                              Стригунова

                                                                                                         Ирина Владимировна,

                                                                                                учитель английского языка,                                                                                       

                                                                                                       классный руководитель

                                                                                          возраст учащихся: 9-11 класс                                             

                                                

 

                                                    

                                                    г. Старый Оскол

                                                                2014

Актуальность проблемы

В начале XXI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последние десятилетие и для России употребление несовершеннолетними и молодёжью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьёзную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Если на территории бывшего СССР (России) до 1991 года и существовали небольшие сообщества наркоманов (криминальный мир, богема, медики), то они резко увеличились в численности, как только «рухнули» жесткие границы СССР, и была до основания разрушена реформаторами «иммунная система» советского государства. Количество россиян, употребляющие наркотические вещества, выросло в несколько раз и составляет сегодня, согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, около 6 миллионов человек. (По неофициальным данным, сейчас в России более 12 миллионов наркоманов.) В России около 4 миллионов подростков употребляют наркотики, среди этих несовершеннолетних 1 миллион – наркозависимые.

 В чём причина особой остроты проблемы употребления ПАВ несовершеннолетними? Психика и личность подростка менее устойчива к различным воздействиям. Поэтому более легко возникают разнообразные нарушения психологического и социального развития, девиация поведения, психические расстройства.

Система организации работы по профилактике наркомании и ПАВ в условиях муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» была одобрена Управлением образования и школа работает по программе «Здоровьесбережение. Мир без болезней», социально – ориентированной целевой программе « И зла не будет на Земле», программе сотрудничества семьи и школы « Семейный союз». В 1996 году в школе был создан кадетский корпус «Виктория».

 Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимым, особым миром, из которого выходили крепкие духом, сплоченные между собой, образованные и дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные в идеях непоколебимой преданности Родине. Из истории известно, что в русской школе кадеты и юнкера изучали гигиену и вопросы сохранения здоровья, занимались гимнастикой, строевой подготовкой, танцами. Традиции кадетских корпусов России мы стремимся сохранить и приумножить в нашем кадетском корпусе.

В школе налажено тесное взаимодействие дополнительного образования школы и учреждений дополнительного образования. В этом плане достигнут целый ряд положительных моментов:

С 2002 года в школе реализуется программа дополнительного образования кадетских классов. Она включает в себя в соответствии с кадетской спецификой обязательные занятия: военная подготовка, ОФП, хор, этикет, бальные танцы, социальная адаптация, история кадетских корпусов. Ежегодно проводится военно – спортивная игра «Ратник».

Работу начали с анализа результатов медицинского осмотра, который показал ухудшение здоровья детей в период обучения их в школе, в связи с чем естественно приоритетными направлениями в работе педагогического коллектива за последние годы стали:

1. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

2. Воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни.

 В школе ежегодно проводится опрос и анкетирование учащихся, целью которого является выявление детей, употребляющих ПАВ (курящих, употребляющих алкоголь и наркотические вещества) Информационно-просветительская работа с семьями учащихся по вопросам профилактики злоупотребления психоактивных веществ. В нашей школе одна из основных форм работы классного руководителя с родителями – лектории и родительские собрания. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Собран банк разработок родительских собраний на данную тему, целью которых является привлечение внимания взрослых к проблеме, и ставятся задачи:

- предоставить взрослым возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме профилактики ПАВ;

 - убедить родителей в необходимости активного обсуждения этой  проблемы в семье.

Классные руководители в своей работе используют приём, когда к проведению тематических мероприятий привлекаются сами несовершеннолетние, т.е. УЧЕНИК ОБУЧАЕТ УЧЕНИКА, что решает сразу несколько задач:

·                    охват работой достаточно большой аудитории несовершеннолетних;

·                    формирование устойчивых антиалкогольных и антинаркотических установок как у самих волонтёров, так и у тех ребят, с кем они занимаются;

·                    развитие чувства самоуважения и ответственности;

·                    формирование навыков, важных для взрослой жизни. Создана театральная студия «За здоровый образ жизни». Ребята, под руководством классного руководителя, ежемесячно проводят профилактические тематические мероприятия как в школе, так и на уровне города.

В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны лиц, работающих с подростками – классных руководителей, учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей, которым необходим новый подход во взаимодействии с детьми.

Главная цель нашей профилактической работы заключается в том, чтобы формировать у детей ценности здорового образа жизни, сохранять и укреплять физическое, психическое и социальное здоровье. Чтобы школа для ученика была не только общением со сверстниками, но и с учителями, которых он уважает, любит, с ними интересно, они надежные советчики, им он доверяет.

Социальный педагог, школьный психолог и классные руководители проводят с детьми индивидуальные беседы по данной тематике. Основные усилия сосредотачиваются на снижении влияния факторов риска вовлечения в наркотизацию.

Но приоритетной для нашей школы является позитивная профилактика, целью которой является воспитание “личностно развитого человека, способного справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.

Учить навыкам позитивной профилактики можно на любом уроке, классном часе и внеклассных занятиях. Это и есть основа успешности обучения.

Чтобы этого взаимопонимания достичь, учителю и классному руководителю необходимо:

·                    Признавать сложность проблем, с которыми сталкивается ребенок.

·                    Уделять больше внимания его достижениям, а не промахам.

·                    Способствовать формированию у подростка позитивного представления о себе. Для этого чаще говорить ему о том, что вам нравится в его характере (смелость, общительность, остроумие, трудолюбие и т.д.).

·                    Говоря об ошибке, стараться показывать ее ценность как попытки.

·                    Прислушиваться к мнению людей, которым ребенок доверяет.

·                    Читать литературу о психологии и физиологии подростка.

·                    Откровенно говорить с ребенком о жизни и смерти, дружбе и предательстве, об отношениях мужчины и женщины.

·                    Делиться собственным опытом взросления, рассказывать о своих тогдашних чувствах, мечтах, идеалах, даже если сегодня они кажутся вам смешными или ошибочными.

Поэтому я больше внимания уделяю классным часам о здоровом образе жизни, правильном питании, проведении досуга, занятии спортом.

С учащимися 11 класса были проведены следующие мероприятия: конференция «Зачем люди курят?», устный журнал «Мир без наркотиков», классные часы «Умей сказать – нет!», « О вреде употребления энергетических напитков», «Как влияет курение на молодой организм?», «Пиво – это полезный напиток?» и др.

Школьным врачом были прочитаны «мини – лекции» о вреде алкоголизма и наркомании, анкетирование, направленное на изучение характера отношения подростков к наркомании, вместе с учащимися изготовили и распространили буклеты на тему «Есть над чем подумать».

 Хочу поделиться опытом проведения круглого стола для старшеклассников, который прошел у нас очень результативно. В нем приняло участие 20 человек. Тема данного занятии была «Мы без алкоголя».

Цель данного занятия:

Воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни.

Задачи:

·                    Познакомить учащихся с вредным влиянием алкоголя на организм.

·                    Создать позитивный образ современной молодежи.

При подготовке конференции учащиеся заполнили анонимные анкеты, в которых требуется ответить на вопросы, определяющие их отношение к употреблению алкоголя.

Ход занятия:

В начале занятия учащиеся обыграли конференцию (деловая игра), где обобщились знания по теме «Спирты и фенолы». Они выделили связь строения этилового спирта с его химическими свойствами и особенностями биологического и химического воздействия на организм, рассмотрели пагубное влияние алкоголя на экономику страны, бюджет семьи, воспитание подрастающего поколения, моральный облик и сознание человека.

В завершении конференции участникам круглого стола было предложено разделиться на 2 команды, для выполнения упражнений на формирование здорового образа жизни:

«Путь алкоголя в организме» - участникам выдается рисунок с органами тела, где ребята отмечают карандашом путь, который проходит алкоголь в организме. В завершении показывается правильный ответ.

Упражнение «Цена» - по заданной таблице ребята подсчитывают, что они смогут купить, если они не будут употреблять пиво.

Упражнение Модель «Современная молодежь без алкоголя» - командам раздаются ватман, журналы, ножницы, клей. Задача – отобразить все позитивные составляющие современной молодёжи, отрицающие употребление ПАВ.

Результатом этого занятия должно было стать осознание каждым участником вредного влияния пива на организм, формирование здорового стиля жизни. Глядя на созданные модели, можно увидеть результативность этого мероприятия. Это подтверждает, что позитивная профилактика должна быть первична.

Дети – это наше будущее и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы. Необходимо сохранять здоровье тех, кто еще не пробовал и не начал употреблять алкоголь и наркотики. Надо убедить детей, уберечь их от тлетворного влияния вредных привычек.

 Развивающемуся обществу сегодня нужен здоровый, образованный, нравственный, предприимчивый человек, способный самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, обладающий развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Список литературы

1. Ананьева, Г. Родителям о наркотиках и наркомании [Текст] / Г. Андреева, Т. Андреева, В.Ловчев. — Казань, 1999. - 342с.

2. Березин, С.В. Психология ранней наркомании [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий - Самара, 2000. - 407с.

3. Битенский, В.С. Наркомания у подростков [Текст] / В.С. Битенский. Киев.1988.- 372с.

4. Игры: обучение, тренинг, досуг [Текст] / Под.ред. В.В. Петрусинского- М.,1994. - 105с.

5. Кривцова, С.В. Практическое руководстводля школьного психолога [Текст] / Е.А. Мухаматулина .- М.,1997. - 248с.

6. Крыжановская, Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации [Текст] / Л.М. Крыжановская. - М., 2005 – 156 с.

7. Леванова, Е.А. Готовясь работать с подростками [Текст] / Е.А. Леванова.- М., 1993. - 105с.

8. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях. Часть 1. - СПб, 1996.-87с.

9. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] В 2 т. / А.Н. Леонтьев. - Т. I. M., 1983. - 437 с.

Актуальность проблемы

В начале XXI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последние десятилетие и для России употребление несовершеннолетними и молодёжью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьёзную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Если на территории бывшего СССР (России) до 1991 года и существовали небольшие сообщества наркоманов (криминальный мир, богема, медики), то они резко увеличились в численности, как только «рухнули» жесткие границы СССР, и была до основания разрушена реформаторами «иммунная система» советского государства. Количество россиян, употребляющие наркотические вещества, выросло в несколько раз и составляет сегодня, согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, около 6 миллионов человек. (По неофициальным данным, сейчас в России более 12 миллионов наркоманов.) В России около 4 миллионов подростков употребляют наркотики, среди этих несовершеннолетних 1 миллион – наркозависимые.

 В чём причина особой остроты проблемы употребления ПАВ несовершеннолетними? Психика и личность подростка менее устойчива к различным воздействиям. Поэтому более легко возникают разнообразные нарушения психологического и социального развития, девиация поведения, психические расстройства.

Вплоть до настоящего времени подход к обучению с усложнением программы во многих школах осуществлялся без учёта его влияния на здоровье обучающихся. Это приводило к несбалансированности режимов умственной и физической деятельности учебного труда и отдыха. Наряду со всеми негативными явлениями, повседневная жизнь школьников способствовала ухудшению показателей их здоровья. Распространённость психических расстройств среди учащихся возрастает каждые 10 лет на 10 – 15%.

Не справляющийся, в широком смысле, с современной жизнью подросток обращается за иллюзорной поддержкой к психоактивным веществам. По словам доктора педагогических наук, профессора МГУ Беликова В.А., признав непобедимость этого явления, мы можем выбрать два пути:

§  первый – сложить руки и ждать естественного развития событий и финала;

§  второй – определив корни явления, по возможности более полно компенсировать негативные воздействия и проявления, тенденции к росту и развитию. Первый путь губителен и, потому, неприемлем.

Система организации работы по профилактике наркомании и ПАВ в условиях муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» была одобрена Управлением образования и школа работает по программе «Здоровьесбережение. Мир без болезней», социально – ориентированной целевой программе « И зла не будет на Земле», программе сотрудничества семьи и школы « Семейный союз». В 1996 году в школе был создан кадетский корпус «Виктория».

 Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимым, особым миром, из которого выходили крепкие духом, сплоченные между собой, образованные и дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные в идеях непоколебимой преданности Родине. Из истории известно, что в русской школе кадеты и юнкера изучали гигиену и вопросы сохранения здоровья, занимались гимнастикой, строевой подготовкой, танцами. Традиции кадетских корпусов России мы стремимся сохранить и приумножить в нашем кадетском корпусе.

В школе налажено тесное взаимодействие дополнительного образования школы и учреждений дополнительного образования. В этом плане достигнут целый ряд положительных моментов:

С 2002 года в школе реализуется программа дополнительного образования кадетских классов. Она включает в себя в соответствии с кадетской спецификой обязательные занятия: военная подготовка, ОФП, хор, этикет, бальные танцы, социальная адаптация, история кадетских корпусов. Ежегодно проводится военно – спортивная игра «Ратник».

Работу начали с анализа результатов медицинского осмотра, который показал ухудшение здоровья детей в период обучения их в школе, в связи с чем естественно приоритетными направлениями в работе педагогического коллектива за последние годы стали:

1. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

2. Воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни.

 В школе ежегодно проводится опрос и анкетирование учащихся, целью которого является выявление детей, употребляющих ПАВ (курящих, употребляющих алкоголь и наркотические вещества) Информационно-просветительская работа с семьями учащихся по вопросам профилактики злоупотребления психоактивных веществ. В нашей школе одна из основных форм работы классного руководителя с родителями – лектории и родительские собрания. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Собран банк разработок родительских собраний на данную тему, целью которых является привлечение внимания взрослых к проблеме, и ставятся задачи:

- предоставить взрослым возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме профилактики ПАВ;

 - убедить родителей в необходимости активного обсуждения этой  проблемы в семье.

 С моей точки зрения, так как любая семья может иметь трудного ребенка и так как взрослые часто сами неосознанно учат своих детей конфликтному и зависимому поведению в данную проблемную ситуацию должен обязательно вмешиваться специалист (социальный педагог, школьный психолог, специалист по социальной защите, психиатр-нарколог). При этом должно действовать одно правило - работа по разрешению проблемных ситуаций должна вестись и с родителями и с детьми одновременно.

В этой ситуации, на мой взгляд, профилактическая помощь семье должна быть:

1. Дифференцированной, т.е. учитывать особенности семьи, характер ее внутрисемейных взаимоотношений и проблем, отношение взрослых членов семьи к наркоситуации и к проблеме "Мой ребенок и наркотики";

2. Активной, т.е. носить превентивный характер как в плане просветительства о проблеме наркотиков в том районе, где проживает семья, так и в плане помощи семье на уровне семейных консультаций, создания групп поддержки семьи и добровольной взаимной поддержки родителей;

3. Действенной, т.е. результат должен выражаться в широком континууме изменений отношения семьи к проблеме "Мой ребенок и наркотики".

Обе формы описанной первичной профилактической работы реализуются преимущественно через школу, проводятся педагогами - классными руководителями, социальными педагогами и организуются зам. директора школы по воспитательной работе.

Классные руководители в своей работе используют приём, когда к проведению тематических мероприятий привлекаются сами несовершеннолетние, т.е. УЧЕНИК ОБУЧАЕТ УЧЕНИКА, что решает сразу несколько задач:

·                    охват работой достаточно большой аудитории несовершеннолетних;

·                    формирование устойчивых антиалкогольных и антинаркотических установок как у самих волонтёров, так и у тех ребят, с кем они занимаются;

·                    развитие чувства самоуважения и ответственности;

·                    формирование навыков, важных для взрослой жизни. Создана театральная студия «За здоровый образ жизни». Ребята, под руководством классного руководителя, ежемесячно проводят профилактические тематические мероприятия как в школе, так и на уровне города.

В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны лиц, работающих с подростками – классных руководителей, учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей, которым необходим новый подход во взаимодействии с детьми.

Главная цель нашей профилактической работы заключается в том, чтобы формировать у детей ценности здорового образа жизни, сохранять и укреплять физическое, психическое и социальное здоровье. Чтобы школа для ученика была не только общением со сверстниками, но и с учителями, которых он уважает, любит, с ними интересно, они надежные советчики, им он доверяет.

Школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики злоупотребления ПАВ, так как может:

§  прививать учащимся навыки здорового образа жизни в процессе обучения и контроля над их усвоением;

§  влиять на уровень притязаний и самооценку несовершеннолетних;

§  осуществлять совместную работу с семьей подростка для контроля над ситуацией;

§  привлекать различных специалистов (медицинских работников, психологов, социальных педагогов, сотрудников УВД и др.) для осуществления профилактических мероприятий.

Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде выделяет две стратегии профилактики наркозависимости:

 Негативно-ориентированная профилактика

 Позитивная профилактика

 Негативно – ориентированная профилактика злоупотребления ПАВ, предусматривает проведение профилактических мероприятий в рамках проблемно-ориентированного подхода.

 Акцент в негативной профилактике ставится на отрицательных последствиях приема ПАВ. Так в нашей школе классными руководителями организуется просмотр видео роликов, создан сайт «НЕТ, НЕТ, ДА», где дети могут узнать всю информацию о вреде злоупотребления психоактивных веществ.

 Социальный педагог, школьный психолог и классные руководители проводят с детьми индивидуальные беседы по данной тематике. Основные усилия сосредотачиваются на снижении влияния факторов риска вовлечения в наркотизацию.

Но приоритетной для нашей школы является позитивная профилактика, целью которой является воспитание “личностно развитого человека, способного справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.

Учить навыкам позитивной профилактики можно на любом уроке, классном часе и внеклассных занятиях. Это и есть основа успешности обучения.

Чтобы этого взаимопонимания достичь, учителю и классному руководителю необходимо:

·                    Признавать сложность проблем, с которыми сталкивается ребенок.

·                    Уделять больше внимания его достижениям, а не промахам.

·                    Способствовать формированию у подростка позитивного представления о себе. Для этого чаще говорить ему о том, что вам нравится в его характере (смелость, общительность, остроумие, трудолюбие и т.д.).

·                    Говоря об ошибке, стараться показывать ее ценность как попытки.

·                    Прислушиваться к мнению людей, которым ребенок доверяет.

·                    Читать литературу о психологии и физиологии подростка.

·                    Откровенно говорить с ребенком о жизни и смерти, дружбе и предательстве, об отношениях мужчины и женщины.

·                    Делиться собственным опытом взросления, рассказывать о своих тогдашних чувствах, мечтах, идеалах, даже если сегодня они кажутся вам смешными или ошибочными.

Поэтому я больше внимания уделяю классным часам о здоровом образе жизни, правильном питании, проведении досуга, занятии спортом.

С учащимися 11 класса были проведены следующие мероприятия: конференция «Зачем люди курят?», устный журнал «Мир без наркотиков», классные часы «Умей сказать – нет!», « О вреде употребления энергетических напитков», «Как влияет курение на молодой организм?», «Пиво – это полезный напиток?» и др.

Школьным врачом были прочитаны «мини – лекции» о вреде алкоголизма и наркомании, анкетирование, направленное на изучение характера отношения подростков к наркомании, вместе с учащимися изготовили и распространили буклеты на тему «Есть над чем подумать».

 Хочу поделиться опытом проведения круглого стола для старшеклассников, который прошел у нас очень результативно. В нем приняло участие 20 человек. Тема данного занятии была «Мы без алкоголя».

Цель данного занятия:

Воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни.

Задачи:

·                    Познакомить учащихся с вредным влиянием алкоголя на организм.

·                    Создать позитивный образ современной молодежи.

При подготовке конференции учащиеся заполнили анонимные анкеты, в которых требуется ответить на вопросы, определяющие их отношение к употреблению алкоголя.

Ход занятия:

В начале занятия учащиеся обыгрыли конференцию (деловая игра), где обобщились знания по теме «Спирты и фенолы». Они выделили связь строения этилового спирта с его химическими свойствами и особенностями биологического и химического воздействия на организм, рассмотрели пагубное влияние алкоголя на экономику страны, бюджет семьи, воспитание подрастающего поколения, моральный облик и сознание человека.

В завершении конференции участникам круглого стола было предложено разделиться на 2 команды, для выполнения упражнений на формирование здорового образа жизни:

«Путь алкоголя в организме» - участникам выдается рисунок с органами тела, где ребята отмечают карандашом путь, который проходит алкоголь в организме. В завершении показывается правильный ответ.

Упражнение «Цена» - по заданной таблице ребята подсчитывают, что они смогут купить, если они не будут употреблять пиво.

Упражнение Модель «Современная молодежь без алкоголя» - командам раздаются ватман, журналы, ножницы, клей. Задача – отобразить все позитивные составляющие современной молодёжи, отрицающие употребление ПАВ.

Результатом этого занятия должно было стать осознание каждым участником вредного влияния пива на организм, формирование здорового стиля жизни. Глядя на созданные модели, можно увидеть результативность этого мероприятия. Это подтверждает, что позитивная профилактика должна быть первична.

Дети – это наше будущее и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы. Необходимо сохранять здоровье тех, кто еще не пробовал и не начал употреблять алкоголь и наркотики. Надо убедить детей, уберечь их от тлетворного влияния вредных привычек.

 Развивающемуся обществу сегодня нужен здоровый, образованный, нравственный, предприимчивый человек, способный самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, обладающий развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В заключении, я хочу отметить, что благодаря профилактической работе в школе, обеспечивается реальная социальная и правовая защита детей, прежде всего в семьях, где родители наркоманы. В результате реализации этой работы учащиеся поняли, что одной из причин возникновения болезни является пассивное отношение самого человека к вопросам здоровья. Поэтому необходимо популяризировать здоровый образ жизни. У детей-подростков формируется убеждение, что для личности высшей ценностью является его жизнь, его здоровье, поэтому следует учиться «самосохранительному поведению».

Это подтверждается тем, что в результате анкетирования проведенного в процессе работы, обучающиеся высказывали негативное отношение к людям употребляющим наркотики, алкоголь. В то же время, эти люди вызывают у многих чувство жалости, так как считают их слабохарактерными или больными людьми, которым требуется помощь.


 Список литературы

1. Ананьева, Г. Родителям о наркотиках и наркомании [Текст] / Г. Андреева, Т. Андреева, В.Ловчев. — Казань, 1999. - 342с.

2. Березин, С.В. Психология ранней наркомании [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий - Самара, 2000. - 407с.

3. Битенский, В.С. Наркомания у подростков [Текст] / В.С. Битенский. Киев.1988.- 372с.

4. Игры: обучение, тренинг, досуг [Текст] / Под.ред. В.В. Петрусинского- М.,1994. - 105с.

5. Кривцова, С.В. Практическое руководстводля школьного психолога [Текст] / Е.А. Мухаматулина .- М.,1997. - 248с.

6. Крыжановская, Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации [Текст] / Л.М. Крыжановская. - М., 2005 – 156 с.

7. Леванова, Е.А. Готовясь работать с подростками [Текст] / Е.А. Леванова.- М., 1993. - 105с.

8. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях. Часть 1. - СПб, 1996.-87с.

9. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] В 2 т. / А.Н. Леонтьев. - Т. I. M., 1983. - 437 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка на основе информационных технологий.

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

                                                                                                   Докладчик:

                                                                          Стригунова

                                                                     Ирина Владимировна

                                                                    учитель английского

                                          языка

                                                             МБОУ «Средняя

                                                                     общеобразовательная

                                                        школа № 19 с

       углубленным изучением

                                                                        отдельных предметов»

 

 

 

 

 

 

 

2011

План

1.   Место компьютера в процессе обучения английскому языку.

2.   Использование Интернета в коммуникативном подходе обучения.

3.   Формы работы с компьютерными обучающими программами:

a)   изучение лексики;

b)  закрепление;

c)   отработка произношения.

4.   Роль информационных технологий в учебном процесс

Современное состояние теории обучения иностранным языкам, переход на обучение по новым учебно-методическим комплектам в условиях гуманизации образования, с одной стороны, и анализ существующего уровня обучения и подготовки учащихся, с другой служат основанием для того, чтобы еще раз переосмыслить и выработать собственное, методически грамотное, отношение к тем процессам которые происходят в предметной  области «иностранные языки».   

      Наиболее значимым был и остается вопрос об отношении к  коммуникативному методу обучения. Это объясняется тем, что, с одной стороны «переход к информационному обществу требует полного развития коммуникативных способностей личности», а с другой - способность к общению выступает в качестве стратегической цели обучения. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические  средства, но и новые формы и методы преподавания. Новый подход к процессу обучения. 

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языкам.

      И наша с вами задача состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, выбрать такие методы обучения, которые  позволили  бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя – формировать коммуникативные навыки учащихся, активизировать познавательную  деятельность в процессе обучения иностранным языкам.

      Современные педагогические технологии такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов помогают реализовать личностно – ориентированных подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т. д.

     Конечной  целью обучения иностранным языкам является научение свободному  ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т. е. общению.

    «О том, что компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько десятков лет назад ни один лингвист даже не подозревал» пишет С.В.Фадеев. Нет ничего удивительного в том, что не все преподаватели оказались готовыми к широкому внедрению компьютеров в такую нетрадиционную сферу, как обучение иностранным языкам.

     Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе  – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. То, что преподаватель желает получить в результате использования машины, в нее необходимо запрограммировать.

     Таким образом, компьютер берет на себя львиную долю рутинной работы преподавателя, высвобождая ему, время для творческой деятельности, которая на современном уровне развития техники не может быть отдана компьютеру.

     Как показывает практика, из всех существующих средств обучения компьютер наилучшим образом «вписываются» в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям и максимально приближают процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определенным образом обрабатывать ее и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезаторы речи, видеомагнитофоны, магнитофоны.

     Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.

     Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это дает возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

    Еще одно достоинство компьютера – способность накапливать статическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий и т. п.), преподаватель судит о степени и качестве сформированности знаний у учащихся.

     Необходимо отметить, что компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь». Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли и т.п.) не позволяет многим учащимся показать свои реальные знания. Оставаясь же «наедине» с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.

      Благоприятные возможности создают компьютеры и для организаций самостоятельной работы ученику на уроках английского языка. Учащиеся могут использовать компьютер как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причем компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счете, автоматизации обрабатываемого навыка.

     Уже на первом этапе обучения английскому языку, в процессе постановки целей и задач предстоящий познавательной деятельности учащихся учитель участвует опосредованно. Непосредственное предъявление знаний учащемуся осуществляет компьютер. Конечно, учитель должен принимать самое активное участие в составлении обучающих программ, определяющих последовательность действий учащегося в решении той или иной задачи. Но в реализации важнейшей психолого-педагогической функции обучения – предъявлении и принятии учащимися цели и задачи учебно-познавательной деятельности – в условиях компьютеризации возможен острый дефицит непосредственного общения учителя и ученика, живого слова учителя.

    Хотя передача всех функций преподавателя машине в принципе возможна, идею полной автоматизации обучения, как справедливо подчеркнул на всероссийской конференции, посвященной психологическим проблемам создания и пользования компьютера Б.Ф.Ломов, едва ли  можно рассматривать как практически реализуемую и гуманную. Обучение немыслимо без воспитывающего воздействия личности обучающего на учеников, а для этого необходим их непосредственный контакт.

   Сегодня новые методики с использованием Интернет – ресурсов противопоставляются традиционному обучению  иностранным языкам. Как известно, все, чему обучается человек, он стремится использовать в предстоящей деятельности.                                                

   Известно также, что использование знаний, навыков, умений основано на переносе, а перенос зависит прежде всего от того, насколько адекватны  условия обучения тем условиям, в которых эти знания, навыки и умения предлагается использовать.                 Следовательно,  готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях иноязычного общения, созданных в классе.  Это и определяет сущность коммуникативного обучения, которая заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения. Коммуникативный подход – стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а также на осознание требований к эффективности высказывания.    Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения знаний и опыта.

     Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке и т. д. При этом термин коммуникативность не должен пониматься  узко. Коммуникативная способность обучаемых развивается через Интернет путем вовлечения их в решение широкого круга значимых и достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе.

    Обучая языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике обеспечивая подлинную заинтересованность. Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это прежде всего связано с мыслительными операциями: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления. Большим плюсом использование ресурсов Интернета является развитие межкультурной компетенции, т. е. знакомству с различными культурами. World Wide Web с огромным количеством сайтов и домашних страничек, предоставляющих информацию на все вкусы – является бескрайним полем деятельности.

    Сайт «Виртуальная реальность» (http||www.flash.net|’~cssmitht\ vr. Htm.> - это собрание лингвистических подлинных материалов. Его значимость и мотивация заключается в том, что он приносит кусочки истинной культуры страны изучаемого языка в класс. Т.е. путешествуя по сети, учащийся непременно встретится с таким количеством печатной информации, которую он никогда бы не собрал во время посещения страны. В «Виртуальной реальности» возможно остановиться у небольшого кафе, оказаться на вокзале и выяснить расписание поездов на выходные, зайти в супермаркет как коренной житель и т.д.

    Сайт компании Lucent Technologiesпозволяет обучать аудированию.   Здесь можно услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук.

    Интернет – помогает обучать чтению. Это превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, можно с помощью Интернет превратить классную комнату в агентство новостей, а учеников в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности мы используем в старших классах, так как он включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации.

    Обучать письму может помочь электронная почта. По сравнению с бумажной она быстрее, удобнее и дешевле. Учащиеся начинают вести переписку с удовольствием. Но не на все письма приходит ответ, что влечет за собой глубочайшее разочарование. Чтобы этого не произошло, мы предлагаем ученикам общаться сразу с несколькими партнерами, (в другом городе и даже стране). Но изначальная заинтересованность быстро проходит и учащиеся оказываются в затруднительном положении, не зная о чем писать. Во избежания разочарования мы соотносим данный вид работы с общим учебным планом. Например, предлагаем учащимся расспросить своих друзей по переписке или иной теме и на базе полученных результатов сделать сообщение в классе.

    Электронная коммуникация – прекрасная практика языка, где осуществляется переход от формы к содержанию – в сторону общения и свободного полета мыслей.

    Набор заданий для e-mail может быть следующим:

·       поместите объявление о поиске друзей на разных сайтах;

·       напишите информацию о себе;

·       вышлете несколько сообщений, например 2-3 в неделю;

·       для того, чтобы получить ответ, задайте в конце сообщения интересующие вас вопросы;

·       примите не меньше 3 ответов на свои сообщения;

 

Формы работы с компьютерными обучающими программами:

   Существует множество компьютерных программ помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком.

  Компьютерные обучающие программы имеют много преимущества перед традиционными методами обучениями. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические языковые и речевые действия,  а также обеспечивают возможность учета ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося.

    Проанализируем некоторые из них:

a)    Изучение лексики

    При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д. можно использовать компьютерные программы «Tripleplay plus in English», «Englishon holidays», «English Gold» и др.

   Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.

   На примере компьютерной программы «English on holidays» рассмотрим эти этапы.

   На первом этапе – введение лексики, например, по теме «Weather».. Используя компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие природные явления: снег–snow, ливень–shower, гроза–thunderstorm, изморозь–drizzle, ясно–clear, солнечно–sunny, холодно–cold, облачно–cloudy, град–hail и др.

   Затем следуют фразы:

*What a beautiful day!- Какой прекрасный день!

*What awful weather!- Какая ужасная погода!

*It is usually as hot as this?- Здесь всегда так жарко?

*What’s the forecast for tomorrow?- Какой прогноз погоды на завтра?

*Its windy!- Дует сильный ветер!

*Its raining!- Идет дождь!

   Учащиеся смотрят и слушают. Время работы примерно 3 минуты.

   На втором этапе идет работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учитель или учащийся переключают программу с автоматического режима в обычный, щелкают мышкой наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за диктором хором. Время работы 5-10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.

   На третьем этапе проводится контроль изученной лексики. По окончании на экране появляется таблица результатов в процентах. Конечно, каждый ученик стремится добиться лучших результатов.

b)   Отработка произношения

   Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащиеся повторяют за диктофоном и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности.

   Итак, коммуникативные навыки учащихся развиваются посредством использования информационных технологий путем вовлечения их в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает уверенность в себе.

   Таким образом, используя информационные технологии, интегрируя их в учебный процесс, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:

а)    формировать навыки умения чтения, используя материалы сети разной степени сложности.

б)   совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленный учителем.

в)    совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;

г)    совершенствовать умения письменной речи, индивидуально устно или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;

д)   дополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

е)    знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры традиций страны изучаемого языка;

ж) формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, актуальных проблем, интересующих всех и каждого.

   При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учащимися строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.

   Мы вовсе не склонны считать предлагаемые технологии единственно возможными и приемлемыми. Отнюдь. Я считаю, что должно быть разнообразие педагогических технологий, из которых учитель имел бы возможность выбирать те, которые более соответствуют особенностям его мировоззрения и его личности. Однако, – что нам представляется обязательным, – это должны быть технологии, и, также рассчитанные на развитие личности ученика, на формирование коммуникативных навыков, на возможности его самореализации.