Информация

 МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов" по всеобучу

 на апрель 2008 года

Адрес___Рудничный,2______________________________________

1. Полная перепись детей от 0 до 18 лет на апрель 2008 года составила  -24 человек. (Сумма 1,2,3,4,5,6,7,8,9 пунктов, кроме 4.а)

 

2.Кол-во детей, достигших к началу 2008-2009 учебного года возраста 6-7 лет и подлежащих приему в 1-й класс   -2     человек.

 

3.Кол-во детей, проживающих в  микрорайонах СШ № 19, но обучающихся в других школах –  3     человек.

 

4.Кол-во детей, которые обучаются в 19 школе и проживают в наших микрорайонах  - 9     человек.

4.а.(Кол-во детей, которые обучаются в 19 школе, но проживают в других  микрорайонах( заполняет кл. рук)-13  человек

5.Кол-во детей от 0 до 6  6 - человек

6. Учатся в Вузах, СУЗах, ПУ  -4

7.Кол-во детей, работающих на предприятиях- 0

 

 

 

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол, Белгородской области

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

 

 

«Роль классного руководителя в организации работы по профилактике ПАВ»

 

 

 

                                                                                                                                                                

                                                                                                                                                           Подготовила:

                                                                                                                              Стригунова

                                                                                                         Ирина Владимировна,

                                                                                                учитель английского языка,                                                                                       

                                                                                                       классный руководитель

                                                                                          возраст учащихся: 9-11 класс                                             

                                                

 

                                                    

                                                    г. Старый Оскол

                                                                2014

Актуальность проблемы

В начале XXI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последние десятилетие и для России употребление несовершеннолетними и молодёжью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьёзную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Если на территории бывшего СССР (России) до 1991 года и существовали небольшие сообщества наркоманов (криминальный мир, богема, медики), то они резко увеличились в численности, как только «рухнули» жесткие границы СССР, и была до основания разрушена реформаторами «иммунная система» советского государства. Количество россиян, употребляющие наркотические вещества, выросло в несколько раз и составляет сегодня, согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, около 6 миллионов человек. (По неофициальным данным, сейчас в России более 12 миллионов наркоманов.) В России около 4 миллионов подростков употребляют наркотики, среди этих несовершеннолетних 1 миллион – наркозависимые.

 В чём причина особой остроты проблемы употребления ПАВ несовершеннолетними? Психика и личность подростка менее устойчива к различным воздействиям. Поэтому более легко возникают разнообразные нарушения психологического и социального развития, девиация поведения, психические расстройства.

Система организации работы по профилактике наркомании и ПАВ в условиях муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» была одобрена Управлением образования и школа работает по программе «Здоровьесбережение. Мир без болезней», социально – ориентированной целевой программе « И зла не будет на Земле», программе сотрудничества семьи и школы « Семейный союз». В 1996 году в школе был создан кадетский корпус «Виктория».

 Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимым, особым миром, из которого выходили крепкие духом, сплоченные между собой, образованные и дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные в идеях непоколебимой преданности Родине. Из истории известно, что в русской школе кадеты и юнкера изучали гигиену и вопросы сохранения здоровья, занимались гимнастикой, строевой подготовкой, танцами. Традиции кадетских корпусов России мы стремимся сохранить и приумножить в нашем кадетском корпусе.

В школе налажено тесное взаимодействие дополнительного образования школы и учреждений дополнительного образования. В этом плане достигнут целый ряд положительных моментов:

С 2002 года в школе реализуется программа дополнительного образования кадетских классов. Она включает в себя в соответствии с кадетской спецификой обязательные занятия: военная подготовка, ОФП, хор, этикет, бальные танцы, социальная адаптация, история кадетских корпусов. Ежегодно проводится военно – спортивная игра «Ратник».

Работу начали с анализа результатов медицинского осмотра, который показал ухудшение здоровья детей в период обучения их в школе, в связи с чем естественно приоритетными направлениями в работе педагогического коллектива за последние годы стали:

1. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

2. Воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни.

 В школе ежегодно проводится опрос и анкетирование учащихся, целью которого является выявление детей, употребляющих ПАВ (курящих, употребляющих алкоголь и наркотические вещества) Информационно-просветительская работа с семьями учащихся по вопросам профилактики злоупотребления психоактивных веществ. В нашей школе одна из основных форм работы классного руководителя с родителями – лектории и родительские собрания. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Собран банк разработок родительских собраний на данную тему, целью которых является привлечение внимания взрослых к проблеме, и ставятся задачи:

- предоставить взрослым возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме профилактики ПАВ;

 - убедить родителей в необходимости активного обсуждения этой  проблемы в семье.

Классные руководители в своей работе используют приём, когда к проведению тематических мероприятий привлекаются сами несовершеннолетние, т.е. УЧЕНИК ОБУЧАЕТ УЧЕНИКА, что решает сразу несколько задач:

·                    охват работой достаточно большой аудитории несовершеннолетних;

·                    формирование устойчивых антиалкогольных и антинаркотических установок как у самих волонтёров, так и у тех ребят, с кем они занимаются;

·                    развитие чувства самоуважения и ответственности;

·                    формирование навыков, важных для взрослой жизни. Создана театральная студия «За здоровый образ жизни». Ребята, под руководством классного руководителя, ежемесячно проводят профилактические тематические мероприятия как в школе, так и на уровне города.

В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны лиц, работающих с подростками – классных руководителей, учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей, которым необходим новый подход во взаимодействии с детьми.

Главная цель нашей профилактической работы заключается в том, чтобы формировать у детей ценности здорового образа жизни, сохранять и укреплять физическое, психическое и социальное здоровье. Чтобы школа для ученика была не только общением со сверстниками, но и с учителями, которых он уважает, любит, с ними интересно, они надежные советчики, им он доверяет.

Социальный педагог, школьный психолог и классные руководители проводят с детьми индивидуальные беседы по данной тематике. Основные усилия сосредотачиваются на снижении влияния факторов риска вовлечения в наркотизацию.

Но приоритетной для нашей школы является позитивная профилактика, целью которой является воспитание “личностно развитого человека, способного справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.

Учить навыкам позитивной профилактики можно на любом уроке, классном часе и внеклассных занятиях. Это и есть основа успешности обучения.

Чтобы этого взаимопонимания достичь, учителю и классному руководителю необходимо:

·                    Признавать сложность проблем, с которыми сталкивается ребенок.

·                    Уделять больше внимания его достижениям, а не промахам.

·                    Способствовать формированию у подростка позитивного представления о себе. Для этого чаще говорить ему о том, что вам нравится в его характере (смелость, общительность, остроумие, трудолюбие и т.д.).

·                    Говоря об ошибке, стараться показывать ее ценность как попытки.

·                    Прислушиваться к мнению людей, которым ребенок доверяет.

·                    Читать литературу о психологии и физиологии подростка.

·                    Откровенно говорить с ребенком о жизни и смерти, дружбе и предательстве, об отношениях мужчины и женщины.

·                    Делиться собственным опытом взросления, рассказывать о своих тогдашних чувствах, мечтах, идеалах, даже если сегодня они кажутся вам смешными или ошибочными.

Поэтому я больше внимания уделяю классным часам о здоровом образе жизни, правильном питании, проведении досуга, занятии спортом.

С учащимися 11 класса были проведены следующие мероприятия: конференция «Зачем люди курят?», устный журнал «Мир без наркотиков», классные часы «Умей сказать – нет!», « О вреде употребления энергетических напитков», «Как влияет курение на молодой организм?», «Пиво – это полезный напиток?» и др.

Школьным врачом были прочитаны «мини – лекции» о вреде алкоголизма и наркомании, анкетирование, направленное на изучение характера отношения подростков к наркомании, вместе с учащимися изготовили и распространили буклеты на тему «Есть над чем подумать».

 Хочу поделиться опытом проведения круглого стола для старшеклассников, который прошел у нас очень результативно. В нем приняло участие 20 человек. Тема данного занятии была «Мы без алкоголя».

Цель данного занятия:

Воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни.

Задачи:

·                    Познакомить учащихся с вредным влиянием алкоголя на организм.

·                    Создать позитивный образ современной молодежи.

При подготовке конференции учащиеся заполнили анонимные анкеты, в которых требуется ответить на вопросы, определяющие их отношение к употреблению алкоголя.

Ход занятия:

В начале занятия учащиеся обыграли конференцию (деловая игра), где обобщились знания по теме «Спирты и фенолы». Они выделили связь строения этилового спирта с его химическими свойствами и особенностями биологического и химического воздействия на организм, рассмотрели пагубное влияние алкоголя на экономику страны, бюджет семьи, воспитание подрастающего поколения, моральный облик и сознание человека.

В завершении конференции участникам круглого стола было предложено разделиться на 2 команды, для выполнения упражнений на формирование здорового образа жизни:

«Путь алкоголя в организме» - участникам выдается рисунок с органами тела, где ребята отмечают карандашом путь, который проходит алкоголь в организме. В завершении показывается правильный ответ.

Упражнение «Цена» - по заданной таблице ребята подсчитывают, что они смогут купить, если они не будут употреблять пиво.

Упражнение Модель «Современная молодежь без алкоголя» - командам раздаются ватман, журналы, ножницы, клей. Задача – отобразить все позитивные составляющие современной молодёжи, отрицающие употребление ПАВ.

Результатом этого занятия должно было стать осознание каждым участником вредного влияния пива на организм, формирование здорового стиля жизни. Глядя на созданные модели, можно увидеть результативность этого мероприятия. Это подтверждает, что позитивная профилактика должна быть первична.

Дети – это наше будущее и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы. Необходимо сохранять здоровье тех, кто еще не пробовал и не начал употреблять алкоголь и наркотики. Надо убедить детей, уберечь их от тлетворного влияния вредных привычек.

 Развивающемуся обществу сегодня нужен здоровый, образованный, нравственный, предприимчивый человек, способный самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, обладающий развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Список литературы

1. Ананьева, Г. Родителям о наркотиках и наркомании [Текст] / Г. Андреева, Т. Андреева, В.Ловчев. — Казань, 1999. - 342с.

2. Березин, С.В. Психология ранней наркомании [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий - Самара, 2000. - 407с.

3. Битенский, В.С. Наркомания у подростков [Текст] / В.С. Битенский. Киев.1988.- 372с.

4. Игры: обучение, тренинг, досуг [Текст] / Под.ред. В.В. Петрусинского- М.,1994. - 105с.

5. Кривцова, С.В. Практическое руководстводля школьного психолога [Текст] / Е.А. Мухаматулина .- М.,1997. - 248с.

6. Крыжановская, Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации [Текст] / Л.М. Крыжановская. - М., 2005 – 156 с.

7. Леванова, Е.А. Готовясь работать с подростками [Текст] / Е.А. Леванова.- М., 1993. - 105с.

8. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях. Часть 1. - СПб, 1996.-87с.

9. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] В 2 т. / А.Н. Леонтьев. - Т. I. M., 1983. - 437 с.

Актуальность проблемы

В начале XXI века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приёмом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.

В последние десятилетие и для России употребление несовершеннолетними и молодёжью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьёзную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. Если на территории бывшего СССР (России) до 1991 года и существовали небольшие сообщества наркоманов (криминальный мир, богема, медики), то они резко увеличились в численности, как только «рухнули» жесткие границы СССР, и была до основания разрушена реформаторами «иммунная система» советского государства. Количество россиян, употребляющие наркотические вещества, выросло в несколько раз и составляет сегодня, согласно данным общероссийского мониторинга наркоситуации, около 6 миллионов человек. (По неофициальным данным, сейчас в России более 12 миллионов наркоманов.) В России около 4 миллионов подростков употребляют наркотики, среди этих несовершеннолетних 1 миллион – наркозависимые.

 В чём причина особой остроты проблемы употребления ПАВ несовершеннолетними? Психика и личность подростка менее устойчива к различным воздействиям. Поэтому более легко возникают разнообразные нарушения психологического и социального развития, девиация поведения, психические расстройства.

Вплоть до настоящего времени подход к обучению с усложнением программы во многих школах осуществлялся без учёта его влияния на здоровье обучающихся. Это приводило к несбалансированности режимов умственной и физической деятельности учебного труда и отдыха. Наряду со всеми негативными явлениями, повседневная жизнь школьников способствовала ухудшению показателей их здоровья. Распространённость психических расстройств среди учащихся возрастает каждые 10 лет на 10 – 15%.

Не справляющийся, в широком смысле, с современной жизнью подросток обращается за иллюзорной поддержкой к психоактивным веществам. По словам доктора педагогических наук, профессора МГУ Беликова В.А., признав непобедимость этого явления, мы можем выбрать два пути:

§  первый – сложить руки и ждать естественного развития событий и финала;

§  второй – определив корни явления, по возможности более полно компенсировать негативные воздействия и проявления, тенденции к росту и развитию. Первый путь губителен и, потому, неприемлем.

Система организации работы по профилактике наркомании и ПАВ в условиях муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов» была одобрена Управлением образования и школа работает по программе «Здоровьесбережение. Мир без болезней», социально – ориентированной целевой программе « И зла не будет на Земле», программе сотрудничества семьи и школы « Семейный союз». В 1996 году в школе был создан кадетский корпус «Виктория».

 Кадетские корпуса в России были ни с чем не сравнимым, особым миром, из которого выходили крепкие духом, сплоченные между собой, образованные и дисциплинированные будущие офицеры, воспитанные в идеях непоколебимой преданности Родине. Из истории известно, что в русской школе кадеты и юнкера изучали гигиену и вопросы сохранения здоровья, занимались гимнастикой, строевой подготовкой, танцами. Традиции кадетских корпусов России мы стремимся сохранить и приумножить в нашем кадетском корпусе.

В школе налажено тесное взаимодействие дополнительного образования школы и учреждений дополнительного образования. В этом плане достигнут целый ряд положительных моментов:

С 2002 года в школе реализуется программа дополнительного образования кадетских классов. Она включает в себя в соответствии с кадетской спецификой обязательные занятия: военная подготовка, ОФП, хор, этикет, бальные танцы, социальная адаптация, история кадетских корпусов. Ежегодно проводится военно – спортивная игра «Ратник».

Работу начали с анализа результатов медицинского осмотра, который показал ухудшение здоровья детей в период обучения их в школе, в связи с чем естественно приоритетными направлениями в работе педагогического коллектива за последние годы стали:

1. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

2. Воспитание внутренней потребности вести здоровый образ жизни.

 В школе ежегодно проводится опрос и анкетирование учащихся, целью которого является выявление детей, употребляющих ПАВ (курящих, употребляющих алкоголь и наркотические вещества) Информационно-просветительская работа с семьями учащихся по вопросам профилактики злоупотребления психоактивных веществ. В нашей школе одна из основных форм работы классного руководителя с родителями – лектории и родительские собрания. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Собран банк разработок родительских собраний на данную тему, целью которых является привлечение внимания взрослых к проблеме, и ставятся задачи:

- предоставить взрослым возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме профилактики ПАВ;

 - убедить родителей в необходимости активного обсуждения этой  проблемы в семье.

 С моей точки зрения, так как любая семья может иметь трудного ребенка и так как взрослые часто сами неосознанно учат своих детей конфликтному и зависимому поведению в данную проблемную ситуацию должен обязательно вмешиваться специалист (социальный педагог, школьный психолог, специалист по социальной защите, психиатр-нарколог). При этом должно действовать одно правило - работа по разрешению проблемных ситуаций должна вестись и с родителями и с детьми одновременно.

В этой ситуации, на мой взгляд, профилактическая помощь семье должна быть:

1. Дифференцированной, т.е. учитывать особенности семьи, характер ее внутрисемейных взаимоотношений и проблем, отношение взрослых членов семьи к наркоситуации и к проблеме "Мой ребенок и наркотики";

2. Активной, т.е. носить превентивный характер как в плане просветительства о проблеме наркотиков в том районе, где проживает семья, так и в плане помощи семье на уровне семейных консультаций, создания групп поддержки семьи и добровольной взаимной поддержки родителей;

3. Действенной, т.е. результат должен выражаться в широком континууме изменений отношения семьи к проблеме "Мой ребенок и наркотики".

Обе формы описанной первичной профилактической работы реализуются преимущественно через школу, проводятся педагогами - классными руководителями, социальными педагогами и организуются зам. директора школы по воспитательной работе.

Классные руководители в своей работе используют приём, когда к проведению тематических мероприятий привлекаются сами несовершеннолетние, т.е. УЧЕНИК ОБУЧАЕТ УЧЕНИКА, что решает сразу несколько задач:

·                    охват работой достаточно большой аудитории несовершеннолетних;

·                    формирование устойчивых антиалкогольных и антинаркотических установок как у самих волонтёров, так и у тех ребят, с кем они занимаются;

·                    развитие чувства самоуважения и ответственности;

·                    формирование навыков, важных для взрослой жизни. Создана театральная студия «За здоровый образ жизни». Ребята, под руководством классного руководителя, ежемесячно проводят профилактические тематические мероприятия как в школе, так и на уровне города.

В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны лиц, работающих с подростками – классных руководителей, учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей, которым необходим новый подход во взаимодействии с детьми.

Главная цель нашей профилактической работы заключается в том, чтобы формировать у детей ценности здорового образа жизни, сохранять и укреплять физическое, психическое и социальное здоровье. Чтобы школа для ученика была не только общением со сверстниками, но и с учителями, которых он уважает, любит, с ними интересно, они надежные советчики, им он доверяет.

Школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики злоупотребления ПАВ, так как может:

§  прививать учащимся навыки здорового образа жизни в процессе обучения и контроля над их усвоением;

§  влиять на уровень притязаний и самооценку несовершеннолетних;

§  осуществлять совместную работу с семьей подростка для контроля над ситуацией;

§  привлекать различных специалистов (медицинских работников, психологов, социальных педагогов, сотрудников УВД и др.) для осуществления профилактических мероприятий.

Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде выделяет две стратегии профилактики наркозависимости:

 Негативно-ориентированная профилактика

 Позитивная профилактика

 Негативно – ориентированная профилактика злоупотребления ПАВ, предусматривает проведение профилактических мероприятий в рамках проблемно-ориентированного подхода.

 Акцент в негативной профилактике ставится на отрицательных последствиях приема ПАВ. Так в нашей школе классными руководителями организуется просмотр видео роликов, создан сайт «НЕТ, НЕТ, ДА», где дети могут узнать всю информацию о вреде злоупотребления психоактивных веществ.

 Социальный педагог, школьный психолог и классные руководители проводят с детьми индивидуальные беседы по данной тематике. Основные усилия сосредотачиваются на снижении влияния факторов риска вовлечения в наркотизацию.

Но приоритетной для нашей школы является позитивная профилактика, целью которой является воспитание “личностно развитого человека, способного справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.

Учить навыкам позитивной профилактики можно на любом уроке, классном часе и внеклассных занятиях. Это и есть основа успешности обучения.

Чтобы этого взаимопонимания достичь, учителю и классному руководителю необходимо:

·                    Признавать сложность проблем, с которыми сталкивается ребенок.

·                    Уделять больше внимания его достижениям, а не промахам.

·                    Способствовать формированию у подростка позитивного представления о себе. Для этого чаще говорить ему о том, что вам нравится в его характере (смелость, общительность, остроумие, трудолюбие и т.д.).

·                    Говоря об ошибке, стараться показывать ее ценность как попытки.

·                    Прислушиваться к мнению людей, которым ребенок доверяет.

·                    Читать литературу о психологии и физиологии подростка.

·                    Откровенно говорить с ребенком о жизни и смерти, дружбе и предательстве, об отношениях мужчины и женщины.

·                    Делиться собственным опытом взросления, рассказывать о своих тогдашних чувствах, мечтах, идеалах, даже если сегодня они кажутся вам смешными или ошибочными.

Поэтому я больше внимания уделяю классным часам о здоровом образе жизни, правильном питании, проведении досуга, занятии спортом.

С учащимися 11 класса были проведены следующие мероприятия: конференция «Зачем люди курят?», устный журнал «Мир без наркотиков», классные часы «Умей сказать – нет!», « О вреде употребления энергетических напитков», «Как влияет курение на молодой организм?», «Пиво – это полезный напиток?» и др.

Школьным врачом были прочитаны «мини – лекции» о вреде алкоголизма и наркомании, анкетирование, направленное на изучение характера отношения подростков к наркомании, вместе с учащимися изготовили и распространили буклеты на тему «Есть над чем подумать».

 Хочу поделиться опытом проведения круглого стола для старшеклассников, который прошел у нас очень результативно. В нем приняло участие 20 человек. Тема данного занятии была «Мы без алкоголя».

Цель данного занятия:

Воспитывать осознанное отношение к здоровому образу жизни.

Задачи:

·                    Познакомить учащихся с вредным влиянием алкоголя на организм.

·                    Создать позитивный образ современной молодежи.

При подготовке конференции учащиеся заполнили анонимные анкеты, в которых требуется ответить на вопросы, определяющие их отношение к употреблению алкоголя.

Ход занятия:

В начале занятия учащиеся обыгрыли конференцию (деловая игра), где обобщились знания по теме «Спирты и фенолы». Они выделили связь строения этилового спирта с его химическими свойствами и особенностями биологического и химического воздействия на организм, рассмотрели пагубное влияние алкоголя на экономику страны, бюджет семьи, воспитание подрастающего поколения, моральный облик и сознание человека.

В завершении конференции участникам круглого стола было предложено разделиться на 2 команды, для выполнения упражнений на формирование здорового образа жизни:

«Путь алкоголя в организме» - участникам выдается рисунок с органами тела, где ребята отмечают карандашом путь, который проходит алкоголь в организме. В завершении показывается правильный ответ.

Упражнение «Цена» - по заданной таблице ребята подсчитывают, что они смогут купить, если они не будут употреблять пиво.

Упражнение Модель «Современная молодежь без алкоголя» - командам раздаются ватман, журналы, ножницы, клей. Задача – отобразить все позитивные составляющие современной молодёжи, отрицающие употребление ПАВ.

Результатом этого занятия должно было стать осознание каждым участником вредного влияния пива на организм, формирование здорового стиля жизни. Глядя на созданные модели, можно увидеть результативность этого мероприятия. Это подтверждает, что позитивная профилактика должна быть первична.

Дети – это наше будущее и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы. Необходимо сохранять здоровье тех, кто еще не пробовал и не начал употреблять алкоголь и наркотики. Надо убедить детей, уберечь их от тлетворного влияния вредных привычек.

 Развивающемуся обществу сегодня нужен здоровый, образованный, нравственный, предприимчивый человек, способный самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, обладающий развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В заключении, я хочу отметить, что благодаря профилактической работе в школе, обеспечивается реальная социальная и правовая защита детей, прежде всего в семьях, где родители наркоманы. В результате реализации этой работы учащиеся поняли, что одной из причин возникновения болезни является пассивное отношение самого человека к вопросам здоровья. Поэтому необходимо популяризировать здоровый образ жизни. У детей-подростков формируется убеждение, что для личности высшей ценностью является его жизнь, его здоровье, поэтому следует учиться «самосохранительному поведению».

Это подтверждается тем, что в результате анкетирования проведенного в процессе работы, обучающиеся высказывали негативное отношение к людям употребляющим наркотики, алкоголь. В то же время, эти люди вызывают у многих чувство жалости, так как считают их слабохарактерными или больными людьми, которым требуется помощь.


 Список литературы

1. Ананьева, Г. Родителям о наркотиках и наркомании [Текст] / Г. Андреева, Т. Андреева, В.Ловчев. — Казань, 1999. - 342с.

2. Березин, С.В. Психология ранней наркомании [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий - Самара, 2000. - 407с.

3. Битенский, В.С. Наркомания у подростков [Текст] / В.С. Битенский. Киев.1988.- 372с.

4. Игры: обучение, тренинг, досуг [Текст] / Под.ред. В.В. Петрусинского- М.,1994. - 105с.

5. Кривцова, С.В. Практическое руководстводля школьного психолога [Текст] / Е.А. Мухаматулина .- М.,1997. - 248с.

6. Крыжановская, Л.М. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации [Текст] / Л.М. Крыжановская. - М., 2005 – 156 с.

7. Леванова, Е.А. Готовясь работать с подростками [Текст] / Е.А. Леванова.- М., 1993. - 105с.

8. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях. Часть 1. - СПб, 1996.-87с.

9. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения [Текст] В 2 т. / А.Н. Леонтьев. - Т. I. M., 1983. - 437 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка на основе информационных технологий.

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

                                                                                                   Докладчик:

                                                                          Стригунова

                                                                     Ирина Владимировна

                                                                    учитель английского

                                          языка

                                                             МБОУ «Средняя

                                                                     общеобразовательная

                                                        школа № 19 с

       углубленным изучением

                                                                        отдельных предметов»

 

 

 

 

 

 

 

2011

План

1.   Место компьютера в процессе обучения английскому языку.

2.   Использование Интернета в коммуникативном подходе обучения.

3.   Формы работы с компьютерными обучающими программами:

a)   изучение лексики;

b)  закрепление;

c)   отработка произношения.

4.   Роль информационных технологий в учебном процесс

Современное состояние теории обучения иностранным языкам, переход на обучение по новым учебно-методическим комплектам в условиях гуманизации образования, с одной стороны, и анализ существующего уровня обучения и подготовки учащихся, с другой служат основанием для того, чтобы еще раз переосмыслить и выработать собственное, методически грамотное, отношение к тем процессам которые происходят в предметной  области «иностранные языки».   

      Наиболее значимым был и остается вопрос об отношении к  коммуникативному методу обучения. Это объясняется тем, что, с одной стороны «переход к информационному обществу требует полного развития коммуникативных способностей личности», а с другой - способность к общению выступает в качестве стратегической цели обучения. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические  средства, но и новые формы и методы преподавания. Новый подход к процессу обучения. 

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языкам.

      И наша с вами задача состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, выбрать такие методы обучения, которые  позволили  бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя – формировать коммуникативные навыки учащихся, активизировать познавательную  деятельность в процессе обучения иностранным языкам.

      Современные педагогические технологии такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет – ресурсов помогают реализовать личностно – ориентированных подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т. д.

     Конечной  целью обучения иностранным языкам является научение свободному  ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т. е. общению.

    «О том, что компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько десятков лет назад ни один лингвист даже не подозревал» пишет С.В.Фадеев. Нет ничего удивительного в том, что не все преподаватели оказались готовыми к широкому внедрению компьютеров в такую нетрадиционную сферу, как обучение иностранным языкам.

     Необходимо, чтобы каждый преподаватель понял простую мысль: компьютер в учебном процессе  – не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. То, что преподаватель желает получить в результате использования машины, в нее необходимо запрограммировать.

     Таким образом, компьютер берет на себя львиную долю рутинной работы преподавателя, высвобождая ему, время для творческой деятельности, которая на современном уровне развития техники не может быть отдана компьютеру.

     Как показывает практика, из всех существующих средств обучения компьютер наилучшим образом «вписываются» в структуру учебного процесса, наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям и максимально приближают процесс обучения английскому языку к реальным условиям. Компьютеры могут воспринимать новую информацию, определенным образом обрабатывать ее и принимать решения, могут запоминать необходимые данные, воспроизводить движущиеся изображения, контролировать работу таких технических средств обучения, как синтезаторы речи, видеомагнитофоны, магнитофоны.

     Применение компьютеров на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.

     Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это дает возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

    Еще одно достоинство компьютера – способность накапливать статическую информацию в ходе учебного процесса. Анализируя статистические данные (количество ошибок, правильных/неправильных ответов, обращений за помощью, времени, затраченного на выполнение отдельных заданий и т. п.), преподаватель судит о степени и качестве сформированности знаний у учащихся.

     Необходимо отметить, что компьютер снимает такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь». Во время традиционных аудиторных занятий различные факторы (дефекты произношения, страх допустить ошибку, неумение вслух формулировать свои мысли и т.п.) не позволяет многим учащимся показать свои реальные знания. Оставаясь же «наедине» с дисплеем, учащийся, как правило, не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний.

      Благоприятные возможности создают компьютеры и для организаций самостоятельной работы ученику на уроках английского языка. Учащиеся могут использовать компьютер как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Причем компьютер является самым терпеливым педагогом, способным сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счете, автоматизации обрабатываемого навыка.

     Уже на первом этапе обучения английскому языку, в процессе постановки целей и задач предстоящий познавательной деятельности учащихся учитель участвует опосредованно. Непосредственное предъявление знаний учащемуся осуществляет компьютер. Конечно, учитель должен принимать самое активное участие в составлении обучающих программ, определяющих последовательность действий учащегося в решении той или иной задачи. Но в реализации важнейшей психолого-педагогической функции обучения – предъявлении и принятии учащимися цели и задачи учебно-познавательной деятельности – в условиях компьютеризации возможен острый дефицит непосредственного общения учителя и ученика, живого слова учителя.

    Хотя передача всех функций преподавателя машине в принципе возможна, идею полной автоматизации обучения, как справедливо подчеркнул на всероссийской конференции, посвященной психологическим проблемам создания и пользования компьютера Б.Ф.Ломов, едва ли  можно рассматривать как практически реализуемую и гуманную. Обучение немыслимо без воспитывающего воздействия личности обучающего на учеников, а для этого необходим их непосредственный контакт.

   Сегодня новые методики с использованием Интернет – ресурсов противопоставляются традиционному обучению  иностранным языкам. Как известно, все, чему обучается человек, он стремится использовать в предстоящей деятельности.                                                

   Известно также, что использование знаний, навыков, умений основано на переносе, а перенос зависит прежде всего от того, насколько адекватны  условия обучения тем условиям, в которых эти знания, навыки и умения предлагается использовать.                 Следовательно,  готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях иноязычного общения, созданных в классе.  Это и определяет сущность коммуникативного обучения, которая заключается в том, что процесс обучения является моделью процесса общения. Коммуникативный подход – стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а также на осознание требований к эффективности высказывания.    Использование Интернета в коммуникативном подходе как нельзя лучше мотивировано: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения знаний и опыта.

     Обучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приема иностранных гостей дома, при переписке и т. д. При этом термин коммуникативность не должен пониматься  узко. Коммуникативная способность обучаемых развивается через Интернет путем вовлечения их в решение широкого круга значимых и достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе.

    Обучая языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике обеспечивая подлинную заинтересованность. Более того, Интернет развивает навыки, важные не только для иностранного языка. Это прежде всего связано с мыслительными операциями: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления. Большим плюсом использование ресурсов Интернета является развитие межкультурной компетенции, т. е. знакомству с различными культурами. World Wide Web с огромным количеством сайтов и домашних страничек, предоставляющих информацию на все вкусы – является бескрайним полем деятельности.

    Сайт «Виртуальная реальность» (http||www.flash.net|’~cssmitht\ vr. Htm.> - это собрание лингвистических подлинных материалов. Его значимость и мотивация заключается в том, что он приносит кусочки истинной культуры страны изучаемого языка в класс. Т.е. путешествуя по сети, учащийся непременно встретится с таким количеством печатной информации, которую он никогда бы не собрал во время посещения страны. В «Виртуальной реальности» возможно остановиться у небольшого кафе, оказаться на вокзале и выяснить расписание поездов на выходные, зайти в супермаркет как коренной житель и т.д.

    Сайт компании Lucent Technologiesпозволяет обучать аудированию.   Здесь можно услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке. Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук.

    Интернет – помогает обучать чтению. Это превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, можно с помощью Интернет превратить классную комнату в агентство новостей, а учеников в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности мы используем в старших классах, так как он включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации.

    Обучать письму может помочь электронная почта. По сравнению с бумажной она быстрее, удобнее и дешевле. Учащиеся начинают вести переписку с удовольствием. Но не на все письма приходит ответ, что влечет за собой глубочайшее разочарование. Чтобы этого не произошло, мы предлагаем ученикам общаться сразу с несколькими партнерами, (в другом городе и даже стране). Но изначальная заинтересованность быстро проходит и учащиеся оказываются в затруднительном положении, не зная о чем писать. Во избежания разочарования мы соотносим данный вид работы с общим учебным планом. Например, предлагаем учащимся расспросить своих друзей по переписке или иной теме и на базе полученных результатов сделать сообщение в классе.

    Электронная коммуникация – прекрасная практика языка, где осуществляется переход от формы к содержанию – в сторону общения и свободного полета мыслей.

    Набор заданий для e-mail может быть следующим:

·       поместите объявление о поиске друзей на разных сайтах;

·       напишите информацию о себе;

·       вышлете несколько сообщений, например 2-3 в неделю;

·       для того, чтобы получить ответ, задайте в конце сообщения интересующие вас вопросы;

·       примите не меньше 3 ответов на свои сообщения;

 

Формы работы с компьютерными обучающими программами:

   Существует множество компьютерных программ помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком.

  Компьютерные обучающие программы имеют много преимущества перед традиционными методами обучениями. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические языковые и речевые действия,  а также обеспечивают возможность учета ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося.

    Проанализируем некоторые из них:

a)    Изучение лексики

    При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д. можно использовать компьютерные программы «Tripleplay plus in English», «Englishon holidays», «English Gold» и др.

   Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.

   На примере компьютерной программы «English on holidays» рассмотрим эти этапы.

   На первом этапе – введение лексики, например, по теме «Weather».. Используя компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие природные явления: снег–snow, ливень–shower, гроза–thunderstorm, изморозь–drizzle, ясно–clear, солнечно–sunny, холодно–cold, облачно–cloudy, град–hail и др.

   Затем следуют фразы:

*What a beautiful day!- Какой прекрасный день!

*What awful weather!- Какая ужасная погода!

*It is usually as hot as this?- Здесь всегда так жарко?

*What’s the forecast for tomorrow?- Какой прогноз погоды на завтра?

*Its windy!- Дует сильный ветер!

*Its raining!- Идет дождь!

   Учащиеся смотрят и слушают. Время работы примерно 3 минуты.

   На втором этапе идет работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учитель или учащийся переключают программу с автоматического режима в обычный, щелкают мышкой наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за диктором хором. Время работы 5-10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.

   На третьем этапе проводится контроль изученной лексики. По окончании на экране появляется таблица результатов в процентах. Конечно, каждый ученик стремится добиться лучших результатов.

b)   Отработка произношения

   Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащиеся повторяют за диктофоном и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности.

   Итак, коммуникативные навыки учащихся развиваются посредством использования информационных технологий путем вовлечения их в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает уверенность в себе.

   Таким образом, используя информационные технологии, интегрируя их в учебный процесс, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:

а)    формировать навыки умения чтения, используя материалы сети разной степени сложности.

б)   совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленный учителем.

в)    совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;

г)    совершенствовать умения письменной речи, индивидуально устно или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;

д)   дополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

е)    знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры традиций страны изучаемого языка;

ж) формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, актуальных проблем, интересующих всех и каждого.

   При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учащимися строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.

   Мы вовсе не склонны считать предлагаемые технологии единственно возможными и приемлемыми. Отнюдь. Я считаю, что должно быть разнообразие педагогических технологий, из которых учитель имел бы возможность выбирать те, которые более соответствуют особенностям его мировоззрения и его личности. Однако, – что нам представляется обязательным, – это должны быть технологии, и, также рассчитанные на развитие личности ученика, на формирование коммуникативных навыков, на возможности его самореализации.